45-50-80. О чем это?
В наши дни каждый день с экрана мы все чаще и чаще слышим слово «профориентация». Так что такое профориентация и зачем она нужна?

Правильный выбор профессии – это выбор благополучного будущего. Но в наше время сделать сразу правильный выбор могут всего лишь единицы. Подавляющее большинство приходят к правильному выбору профессии через череду проб и ошибок. А есть и такие, кто так и не сумел найти «свою» профессию. Почему так происходит?

Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит к 25 годам. Известны в мировой практике случаи, когда люди находили свое призвание, будучи уже в достаточно солидном возрасте: в 40, 50, а то и в 70 лет. А современное общество требует осуществлять профессиональный выбор к 15 – 17 годам.

В итоге выбор профессии школьниками очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами: родители посоветовали, учебное заведение рядом с домом, пошел учиться за компанию с другом, ставка на престижность и высокооплачиваемость будущей профессии, возможность избежать призыва в армию.

Как следствие, появляется такая статистика: 45%, 50% и 80%.
И это многолетняя статистика не по району, и не по городу, а по всей стране. Так что это за числа?

45% студентов в первые два года бросают обучение в выбранном образовательном учреждении.

50% людей меняют профессию в течение двух лет после окончания колледжа, вуза (это, соответственно, те, кто вошел в 55% оставшихся на обучении).

80% населения нашей страны работает не по специальности, указанной в дипломе.

С точки зрения профориентации данная статистика говорит о том, что люди не умеют правильно выбирать профессию. Профориентация в школах не является обязательной, а носит рекомендательный характер. В силу чего многие школы с легкостью меняют уроки профориентации на дополнительные уроки математики или языка. Добавим сюда отсутствие трудового воспитания, а ведь уроки трудового обучения направлены не только на то, чтобы привить определенные навыки для быта, но и на выявление склонности подростка к ручному или умственному труду. Нацеленность школы на сдачу ЕГЭ делает среднее образование самоцелью.Ученик не понимает, а учитель, поставленный в эти условия, не всегда объясняет, что школьные знания нужны не только для успешной сдачи экзаменов, а главное для того, чтобы расширить вариативность выбора будущей профессии, определиться со своими способностями и возможностями.

Но вернемся к статистике. С точки зрения экономики страны данная статистика говорит об огромных нецелевых расходах государства и семьи.
Семья тратит немалые средства на обучение студента. И вот спустя год другой вдруг оказывается, что студент разочарован своим выбором, он осознает, что ему не нужна та профессия, которой он уже обучается. И тут два варианта: либо бросить обучение (45%), либо продолжить. Те, кто имеет мужество бросить, потратили впустую деньги, силы, время.

Из тех, кто продолжает обучение, только часть делает это исходя из правильности выбора.Остальные просто не могут себе позволить начать все сначала: нет денег, сил, времени.

И тут появляется второе число указанной статистики: 50%, которые, стиснув зубы, доучатся «ради корочки», но никогда не будут работать по полученной специальности.

И вот мы подходим к третьему числу – 80%. Что стоит за ним?

Огромные экономические потери не только семьи, но и государства: сначала на образование тех, кому это образование оказалось ненужным; потом на их переобучение и трудоустройство. И это только явные потери, а есть еще неявные: это та польза, которую эти люди могли бы принести обществу, если бы сразу начали работать по «правильной» профессии.

Большинство людей, получивших одно образование, а нашедших себя совсем в другой профессии, так и работают не переучившись. Не у всех на это есть возможность. И, несмотря на то, что они работают по призванию, качество их работы все равно ниже из-за отсутствия нужного образования.

Теперь поговорим про оставшиеся 20%. На первый взгляд может показаться, что это люди, которые правильно выбрали профессию и счастливо в ней пребывают. На самом деле эти 20% нужно опять делить на две части: на тех, кто «правильно и счастливо», и на тех, кто доучился «ради корочки», но уйти в другую профессию так и не смог, и вынужден работать на нелюбимой работе. В этом случае опять сплошной ущерб, как самому человеку, так и государству: качество труда такого «профессионала» существенно ниже, он не столько работает, сколько заставляет себя выполнять нелюбимую работу. А потом мы удивляемся – откуда в стране столько некомпетентных работников во всех видах деятельности?

Нельзя назвать счастливым и успешным человека, который не нашел «правильную» профессию. Человек большую часть жизни проводит на работе, и если эта работа приносит не удовлетворение, а сплошной психологический дискомфорт, то и общий жизненный фон у такого человека будет негативным.

Человек, приходящий с любимой работы, если и испытывает усталость, то легкую, приятную, которая быстро проходит.

Человек, приходящий с нелюбимой работы, испытывает более сложную психологическую усталость, которая не успевает пройти к следующему рабочему дню, накапливается и с годами переходит в хроническую. Такие, недовольные сложившейся жизнью, люди могут пополнить ряды социально неблагополучных и криминальных элементов.

Так по каким причинам конкретная профессия для конкретного человека становится «правильной» или «неправильной»?

У каждого человека от природы есть определенные способности, склонности, темперамент и характер. И всему этому природному «набору» подходят одни виды профессиональной деятельности и категорически не подходят другие. А поскольку школьник, выбирающий профессию, и его родители, помогающие ему это делать, не владеют данной информацией, то и выбор очень часто получается ошибочным.

Поэтому наши тьюторы делают все возможное и невозможное для того, чтобы в нашем обществе эти цифры изменились в лучшую сторону!
Made on
Tilda